Почему дизайн должен работать, а не просто быть

Каждая придуманная человеком вещь имеет своё, отведённое именно ей, предназначение, равно как и любой инструмент служит для выполнения определённой работы. Качество того или иного инструмента определяется эффективностью, с которой можно делать им ту работу, для которой он предназначен.
Графический дизайн, безусловно, тоже является орудием, использовать которое можно с разной степенью эффективности в зависимости от квалификации того, кто его применяет, а основная функция его заключается в том, чтобы предоставлять визуальную информацию в доступном и легкоусваиваемом виде. В случае бренд-дизайна к этому также добавляется ряд других требований, таких, как идентификация бренда, создание доверия у целевой аудитории и побуждение потребителя приобрести товары или воспользоваться услугами, которые предлагаются под данным брендом. Таким образом, наиболее эффективным стоит считать тот дизайн, который может одинаково хорошо решить все обозначенные задачи одновременно.
До сих пор, однако, довольно часто можно встретить дизайн, который, как кажется, делали ради самого дизайна, а не для применения его в качестве функционального средства для достижения целей бизнеса. Если графика не способствует восприятию информации, а наоборот ухудшает его, то это говорит о довольно невысокой квалификации дизайнера, не научившегося эффективно использовать инструмент по назначению. Да, он может даже быть хорошим художником и рисовать красивые картинки, но дизайн ради дизайна — это уже что-то из области искусства, у которого и задачи-то совершенно иные.
В этом смысле полезно понаблюдать за тенденциями в дизайне в IT-индустрии, так как, учитывая всепоглощающее развитие, которое она получила в последние пару десятилетий, именно в этой сфере задействуются наибольшие силы и средства на исследования, связанные с дизайном и его влиянием на нашу жизнь и деятельность. Обратите внимание на то, как устроены интерфейсы продуктов IT-гигантов, насколько продуманы они с точки зрения функциональности; в их дизайне всё подчинено тому, чтобы пользователь мог легко, быстро и интуитивно ориентироваться, а вид и размер каждой кнопки и иконки, расположение информационных блоков способствуют простоте восприятия информации, фокусируют внимание пользователя на ней, а не отвлекают от неё.
Эти наработки можно и даже нужно использовать и в брендинге, и в рекламном дизайне, только, конечно же, адаптируя их под специфические особенности сферы применения и задачи. В Мастерской бренд-дизайна мы придерживаемся именно такого подхода. В нашем дизайне все декоративные составляющие должны быть ещё и функциональными; они должны улучшать восприятие информации, а не мешать ему, а также служить для сведения всех информационных элементов в единый стиль и гармоничную композицию. В разрабатываемых нами макетах не бывает ни одной фигуры, которая бесполезно стояла бы там сама по себе и не работала бы на достижение целей брендинга и/или рекламы. Давайте рассмотрим обозначенные принципы на примерах реальных работ.
Пример 1

У заказчика возникла идея обновить дизайн визиток сотрудников, используя оборотную сторону ещё и в качестве промо-материала. Раньше на ней всегда размещали только лого и адрес сайта компании, и в новом варианте они тоже должны были остаться. Дизайнеру был предоставлен текст с пожеланием оформить его таким образом, чтобы он привлекал внимание. При этом, фирменный стиль, в связи со спецификой поставляемой продукции и ориентацией на крупный бизнес, предполагает большую долю строгости и геометричность. Цветовая схема для макета была взята с корпоративного сайта.
В поисках оптимального решения, при котором текст должен привлекать внимание, но не преобладать над фирменным знаком, дизайнер разделил обложку визитки на две равнозначные части, каждая со своим композиционным центром. В первой из них таковым является лого, во второй — число 1000, как ключевая составляющая текстового блока, характеризующая богатство ассортимента и побуждающая даже при бегло брошенном взгляде на визитку захотеть прочитать остальное, чтобы узнать, о какой именно тысяче идёт речь. Треугольник-указатель призван дополнительно помочь заострить внимание на 1000 и своей формой обеспечивает стилистическую связь правой стороны макета с фирменным знаком в его левой части.

Однако, как оказалось, чтобы дизайн не «разваливался», а ощущался целостным, объединить две его части только стилистически было недостаточно.

В связи с этим на всю ширину макета была добавлена линия, по толщине согласующаяся с рамками в лого, которая стала как бы мостом для взгляда от одной стороны к другой. К тому же, она поддерживает строчку с адресом сайта, и теперь он уже не воспринимается сиротливо висящим «в воздухе» отдельно от всего, а является полноправным участником общей структуры дизайна.

Похожая ситуация возникла и на главной стороне визитной карточки, куда, опять же, с целью стилистического единства дизайнер поставил такой же центрированный по вертикали треугольник, что и на обороте, только в этом случае он указывает на имя сотрудника. Однако при таком расположении элементов верх макета оказался слишком пустым, и не было ощущения поддерживающей связи между его частями.

Размещать какие-то из реквизитов над именем, чтобы занять место вверху, было бы неправильно, ведь это — личная визитка, поэтому имя должно занимать главенствующую позицию, и на него ничто не должно давить.
На выручку снова пришла линия, поставленная теперь уже на «потолок» макета. Тонкая и светлая, она не оказывает влияния на имя, но выполняет свою функцию по поддержке и объединению, а также устранению нежелательной пустоты. Адрес сайта был вынесен в правый верхний угол отдельно от остальных реквизитов, что логично, так как он не имеет отношения ни к контактам сотрудника, ни к почтовому адресу фирмы, при этом на нём стоит акцентировать внимание, так как сайт является основным инструментом, с помощью которого компания информирует о себе и о своей деятельности.

А почему дизайнер расположил его справа, а не посередине и не слева? Потому, что тогда он «давил» бы сверху на имя сотрудника, и левая часть была бы перетяжелена коричневым цветом, в то время как, будучи расположенным справа, этот текст уравновешивает макет, компенсируя тяжесть, созданную в левой части именем.

Пример 2

В отличие от первого примера, данный бренд ориентирован на покупателей-физических лиц, в частности, семьи, обустраивающие свой дом. Продукция отличается разнообразием форм, материалов и расцветок. Соответственно, характер фирменного стиля — приветливый, красочный, уютный и динамичный. Сложность для дизайнера состояла в том, что на небольшом узком флаере (10х20 см) нужно было расположить довольно большое количество информации, разделённой на блоки, при этом сохранить макет цельным и не сделать дизайн «тяжёлым».
Наша концепция функциональности каждого элемента при отсутствии лишних деталей оказалась здесь как нельзя кстати. Разноцветные контрастные плашки в виде бирок позволяют выделять текстовую информацию и определённо привязывать её к соответствующим фотографиям. Ни одна из этих плашек не расположена ровно и статично, что не даёт дизайну «застыть». При этом, углы наклона подобраны таким образом, чтобы они компенсировали друг друга, и, несмотря на внутреннее движение, в общем макет выглядит уравновешенным. Также на это работает и расположение фотографий в шахматном порядке: динамично, но в то же время композиция не перетянута лишь на какую-то одну из сторон. Игривый, но практично чёткий шрифт тоже вносит свою лепту в лёгкость дизайна.
В довершение ко всему, одна из частей нижнего блока на странице обязательно заходит за границу с верхним блоком:

Это позволяет решать сразу две задачи: во-первых, фотографии можно делать достаточно крупными, а во-вторых, так мы добиваемся сплоченности макета, не даём ему развалиться на отдельные части.
Как видно из примеров, в нашем дизайне не бывает ничего лишнего и бесполезного, что мешало бы восприятию информации или конфликтовало с ценностями бренда. Каждая мелочь работает и подчиняется логике и практическому смыслу. Мы не рисуем картины для выставок. Мы заставляем дизайн работать на благо вашего бизнеса.